Проверка — это совокупность мероприятий, которые проводятся органом государственного или муниципального контроля в отношении юридического лица с целью оценки соответствия осуществляемой им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; далее — Закон N 294-ФЗ).
Предусмотрено два вида проверки — плановая и внеплановая.
При плановой проверке проверяющим органам необходимо установить следующее (ст. 9 Закона N 294-ФЗ):
— соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
— соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Такая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, и не допускается чаще чем один раз в три года.
О проведении плановой проверки юридическое лицо должно быть уведомлено органом государственного или муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Предметом внеплановой проверки является (ст. 10 Закона N 294-ФЗ):
— соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
— выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;
— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Она проводится в форме документарной или выездной проверки в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
О проведении внеплановой выездной проверки органы государственного или муниципального контроля должны уведомить юридическое лицо не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Важно! Несмотря на положения Закона N 294-ФЗ, проверяющие органы, в том числе инспекторы по труду, не всегда обязаны сообщать о своем приходе. Например, если уведомление о проверке может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения (ст. 360 ТК РФ, ст. 12 Конвенции Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле»), работодатель о предполагаемой проверке не уведомляется.
2. Основания для плановой и внеплановой проверок
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) плановая проверка проводится по истечении трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
3) начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности.
Иными словами, основанием для плановой проверки является окончание трехлетнего периода деятельности юридического лица.
Основаниями внеплановой проверки, согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 1);
2) поступления в органы государственного или муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от указанных органов и из СМИ о фактах:
— возникновения угрозы причинения вреда и причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пп. «а» и «б» п. 2);
— нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (пп. «в» п. 2);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.
Если обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного или муниципального контроля, а также не содержат сведения о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, внеплановая проверка не проводится (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Важно! Пункт 5 ст. 3 Закона N 294-ФЗ не допускает проверку одного юридического лица несколькими органами государственного или муниципального контроля, если она касается исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. То есть при проведении проверки контролирующие органы не имеют законных оснований проверять деятельность организации по одному вопросу в один и тот же период. В противном случае результаты такой проверки не будут являться доказательствами нарушения работодателем требований законодательства (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 N 17АП-11139/2009-АК по делу N А60-40411/2009).
3. Права работодателя при проведении проверки
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) устанавливает права юридического лица (работодателя) при проведении выездной проверки:
1. Работодатель вправе быть уведомленным органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в следующие сроки:
— при проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Такое уведомление производится посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
— при проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Уведомление о проведении проверки производится любым доступным способом (например, факсограммой).
Уведомление о проверке работодателю следует незамедлительно зарегистрировать в книге регистрации входящей корреспонденции. Это необходимо для того, чтобы подтвердить соблюдение сроков уведомления, которые могут не соответствовать установленным Законом N 294-ФЗ.
Важно! Юридическое лицо (работодатель) не уведомляется о внеплановой выездной проверке в следующих случаях:
— если основаниями ее проведения являются случаи, указанные в п. 2 ч. 2 ст. 10 и ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.);
— если проверка проводится на предмет соблюдения требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Работодатель имеет право потребовать проверяющих лиц продемонстрировать служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закон N 294-ФЗ).
3. Работодатель вправе получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Такую копию должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) организации под роспись.
В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее:
— полномочия лиц, проводящих проверку;
— цели, задачи и основания проведения проверки;
— виды и объем мероприятий по контролю;
— состав экспертов, представители экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
— сроки и условия проведения проверки.
Типовая форма распоряжения или приказа о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141.
4. Работодатель может потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ).
5. Работодатель вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Сведения предоставляются для подтверждения полномочий лиц, осуществляющих проверочные мероприятия. При необходимости работодатель может позвонить в организацию, из которой прибыл проверяющий, и уточнить, работает ли он в указанной должности в этой организации.
6. Пункт 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ предоставляет работодателю право присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. В ней установлено, что проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.
Если при проведении плановой или внеплановой выездной проверки руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).
Важно! Выездная проверка (плановая, внеплановая) может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица). Однако в этом случае она может проводится только по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Такое правило установлено в п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ.
7. Работодатель имеет право обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, которые юридическое лицо использует при осуществлении деятельности.
8. Работодатель вправе предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание, что документы могут запрашиваться только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка.
Факт передачи документов для проверки целесообразно оформлять письменно, например в виде акта приема-передачи или описи, в которой необходимо указать вид документа, его реквизиты, количество листов. Опись подписывает руководитель организации (уполномоченный представитель) с указанием должности, расшифровки подписи, даты и времени передачи. Представителем может быть работник данной организации, которому выдана соответствующая доверенность.
Желательно получить от должностного лица, проводящего проверку, подпись на акте (описи) в подтверждение получения документов.
Опись может составляться в двух экземплярах: один остается у организации, а другой передается вместе с документами. Экземпляр организации следует хранить, поскольку это является доказательством надлежащего исполнения ею обязанности по предоставлению документов.
При передаче документов проверяющему следует руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, предусмотренным ст. 88 ТК РФ. Так, в акте (описи) должно быть указано, что передаваемые данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, т.е. для мероприятий по контролю (надзору).
9. Работодатель вправе отказаться от оплаты мероприятий по контролю. Основание — п. 8 ст. 3 Закона N 294-ФЗ. Пунктом 7 ст. 15 данного Закона запрещена выдача юридическим лицам предписаний или предложений о проведении контрольных мероприятий за их счет.
10. Работодатель имеет право на ознакомление с результатами проверки. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом подтверждается, что работодатель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий. Подробнее об этом см. п. 4 настоящего материала.
11. Работодатель вправе требовать от проверяющих сделать запись в журнале учета проверок, который юридические лица обязаны вести в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Подробнее об этом см. п. 4 настоящего материала.
12. Согласно ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ работодатель может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.
Если организация может представить документы, подтверждающие обоснованность возражений, то к акту следует приложить оригиналы или заверенные копии таких документов.
13. В силу п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ работодатель вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав. Для этого он может обратиться в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 254 ГПК РФ).
Работодатель вправе оспорить применение административного наказания в результате проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки.
14. Работодатель может обратиться в суд с иском о взыскании вреда, в том числе упущенной выгоды, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными ст. 22 Закона N 294-ФЗ).
3.1. Предоставление работодателем документов при документарной проверке
Документарная проверка проводится в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ). Обязательным условием ее проведение является наличие соответствующего распоряжения (приказа).
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
Если контролирующий орган сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации. Причем в соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ к такому запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В соответствии с полученным запросом работодатель обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в нем документы (ч. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Запрашиваемые документы предоставляются в виде копий, которые заверяются в соответствии с п. 3.26 ГОСТа Р 6.30-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст). Надпись, которой заверяется копия документа, включает в себя следующие реквизиты:
— надпись «Верно»;
— должность, подпись, расшифровку (инициалы, фамилию) лица, заверившего копию;
— дату заверения.
См. образец удостоверения подлинности копии приказа.
Если документ состоит из двух и более листов, то целесообразно заверять не каждую страницу, а все сразу. Для этого нужно пронумеровать каждый лист и прошить весь документ. На обороте последнего листа можно сделать следующую запись, например: «Всего прошито, пронумеровано и скреплено печатью 7 листов». После этого данную запись необходимо заверить по установленным правилам.
В отношении разных видов документов различными нормативными актами установлены свои правила.
Например, при предоставлении документов для совершения нотариальных действий документ необходимо прошить, пронумеровать и скрепить печатью (ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)). В случае предоставления бумажной копии электронного документа, выдаваемого организацией по запросам граждан и организаций (п. 2.10.2 Порядка работы органов исполнительной власти города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 249-ПП)), допускается брошюрование листов многостраничных документов и заверение первой и последней страниц. Пунктом 3.33 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях) предусмотрен порядок оформления копии судебных актов. Копия многостраничного судебного акта должна быть прошита прочной ниткой, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа, заклеиваются бумажной наклейкой и опечатываются печатью канцелярии суда (частично накладывается на бумажную наклейку). Данное правило организация может применять и в своей работе при необходимости заверения многостраничного документа.
Важно! Потребовать от работодателя нотариально удостоверить копию документа можно только в случае, предусмотренном законодательством РФ (ч. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Если в представленных для проверки документах выявлены несоответствия, ошибки и пр., то работодатель обязан предоставить в течение десяти рабочих дней пояснения в письменном виде в проверяющий орган (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
В целях подтверждения достоверности ранее представленной информации к пояснениям могут прилагаться дополнительные документы (ч. 9, 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Для подтверждения своевременного и полного предоставления информации рекомендуется обязательно регистрировать исходящую корреспонденцию с указанием дат и номеров.
4. Оформление результатов проверки
По окончании проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно оформить акт по установленной форме (ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ)).
Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. В ней предусмотрена графа, в которой руководитель (уполномоченное лицо) организации проставляет дату и подпись.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ руководитель (уполномоченное лицо) организации может отразить в акте свое несогласие с результатами проверки или с отдельными действиями должностных лиц.
Обратите внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт должен составляться непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один из них вручается руководителю (другому уполномоченному лицу) организации под роспись. Если руководитель отказывает поставить свою подпись, на акте делается соответствующая запись.
Важно! Если проверочные мероприятия предполагают проведение исследований (экспертиз, и т.д.), то акт проверки должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Такой акт может быть вручен руководителю организации под роспись или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Сведения о проводимых в организации проверках вносятся в журнал учета проверок. Обязанность организации по ведению такого журнала установлена ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Типовая форма журнала учета проверок утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141.
Записи в журнал учета проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Внесение записи работниками организации противоречит положениям Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность должностных лиц при проведении проверки осуществлять запись о ней в соответствующем журнале.
Согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ в журнал вносится запись о проведенной проверке, в которой отражаются следующие сведения:
— наименование органа государственного контроля (надзора);
— наименование органа муниципального контроля;
— даты начала и окончания проведения проверки;
— время ее проведения;
— правовые основания проверки;
— цели, задачи, предмет проверки;
— выявленные нарушения и выданные предписания;
— фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, проводящего проверку, а также его подпись.
Порядок оформления журнала учета проверок установлен ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ: он должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
Государственные инспекторы труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеют право предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений трудового законодательства. Такие предписания, обязательны для исполнения (ст. 357 ТК РФ). Форма этого документа утверждена Приказом Роструда от 24.12.2009 N 331.
Важно! На основании Приказа Роструда от 05.02.2010 N 33 «О внесении изменений в Приказ Роструда от 24 декабря 2009 года N 331 «Об утверждении типовых форм документов» утратило силу Приложение N 24 «Образец личного штампа государственного (главного государственного) инспектора труда государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации — форма N 28-ГИТ».
Новая типовая форма образца личного штампа должностного лица — форма N 28-ГИТ — утверждена п. 3 этого же Приказа.
Обратите внимание, что государственные инспекторы труда при обнаружении нарушений не вправе выдавать предписание, если работник обратился в суд по аналогичному вопросу или по нему уже имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
В случае проведения проверки по обращению работника в органы Роструда (если работодатель осведомлен о том, что работник подал исковое заявление в суд) следует уведомить об этом инспектора труда в письменной форме. Если работодатель уведомил инспектора, а тот все равно вынес предписание об устранении нарушений, работодатель может подать жалобу. В ней необходимо указать, что проверяющему было известно о проведении проверки по факту, по которому есть решение суда либо заявлено исковое требование.
(По данным информационно-справочной системы КонсультантПлюс)